Юрист потребителей

Практически каждый из нас является потребителем товаров, работ или услуг, регулярно приобретая их для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Покупаем кухонный гарнитур, машину, квартиру, заказываем тур, получаем стоматологические услуги, нанимаем бригаду для ремонта санитарного узла, и т.п. Во всех приведенных случаях мы с Вами является потребителями.

Часто случается, что уже в процессе использования купленного товара, или, получив результат работ, первичная радость от приобретения, сменяется менее приятными чувствами, когда выясняется, что «обновка» скрывает в себе серьезные недостатки.

Обнаружив брак, не соглашайтесь и не миритесь с тем, что Вам досталась некачественная вещь, ведь Вы платили не за это, отстаивайте свои права! На Вашей стороне закон, а также адвокаты и юристы, специализирующиеся на защите прав потребителей и хорошо знакомые с судебной практикой, в частности с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Первое, с чего рекомендуем начать защиту, - вручить продавцу (исполнителю) претензию.

Законом о защите прав потребителей не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Тем не менее, сразу в суд идти не спешите, если только нет стопроцентной уверенности, что такие «превентивные» меры ни к чему не приведут, о чем может свидетельствовать репутация организации-продавца. Попытаться урегулировать спор в добровольном порядке все же стоит. Большинство конфликтов решается на досудебном этапе.

Способствует тому установленные законом о Защите прав потребителей штрафные санкции, в том числе неустойка за нарушение сроков добровольного удовлетворения требований потребителя, начисляемая за каждый день просрочки (от 0,5 % до 3 %).

Перспектива взыскания неустойки при получении (продавцом) исполнителем претензии потребителя вероятно заставит первого быть более сговорчивым, а ожидание потребителя в большинстве случаев также будет в достаточной степени компенсировано неустойкой.

К тому же многие продавцы или исполнители далеко не всегда имеют в своем штате высококлассных адвокатов и юристов, которые отвечая на претензию, могут прямо или косвенно признать обстоятельства, которые в суде будут свидетельствовать в Вашу пользу.

Например, указать, что недостатки товара возникли по причинам, не вызванным виновными действиями продавца, тем самым признать, что недостатки у товара все же есть.

И это важно в следующем случае. Законом о защите прав потребителей предусмотрено, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере), что должно учитываться судами при разрешении потребительских споров. Проще говоря, если продавец докажет, что товар приобрел недостатки в ходе эксплуатации, то есть они не были производственными, то в иске к такому ответчику следует отказать. Однако действующее законодательство не устанавливает презумпции наличия недостатков в товарах, работах или услугах, реализованных предпринимателем, поэтому доказывать, что товар вообще имеет какие-либо недостатки придется Вам, для чего потребуется потратиться на экспертные услуги.

К тому же в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет.

Следует отметить, что проверка товара специалистами, работающими в том же магазине или каком-либо сервисном центре, экспертизой не является. На практике распространена ситуация, когда недобросовестные продавцы, получив претензию, будут убеждать Вас, что необходимо оставить товар на им проверку, называя это экспертизой или еще как-то, и прийти за ним через несколько дней. Соглашаясь на уловку, Вы сильно рискуете, ведь, передавая товар физически, он все еще остается в Вашей зоне ответственности. Никакой уверенности в том, что с товаром не будут произведены манипуляции, ухудшающие его состояние, с целью создания видимости эксплуатационного дефекта, который может обуславливать ту иную неисправность, быть не может. Доказать, что вы сдали для проверки вещь в том состоянии, в каком и купили, а повредили ее уже там, будет практически невозможно.

Составляя претензию, подчеркните, что в случае проведения экспертизы обязуетесь предоставить товар непосредственно эксперту, что желаете присутствовать при проведении экспертизы, требуйте предоставить сведения об экспертном учреждении и копии документов, подтверждающих компетенцию эксперта.

И последнее. Направление претензии дает Вам право на взыскание штрафа (и компенсации морального вреда, но ее размер будет смехотворен). Так, согласно п. 6 ст. 13 Законом о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (от всей суммы, включая неустойку, убытки и т.д.). Уверены, что, ожидая ответ на претензию, только потеряете время и все-равно придется обратиться в суд, - не ждите, направьте претензию и подавайте иск или даже направьте претензию в ходе судебного разбирательства. Если на момент вынесения судебного акта истечет десятидневный срок удовлетворения требования потребителя, суд обязан взыскать штраф, причем независимо от того, заявлялась ли истцом такая просьба или нет, так как основанием к присуждению штрафа является отказ в удовлетворении требований потребителя не в досудебном, а в добровольном порядке.

 

Наши опытные юристы знают многие тонкости ведения подобных дел, как на стороне потребителя, так и продавца (исполнителя), и помогут Вам наиболее эффективно восстановить свои права в потребительском споре.

 

Нашими адвокатами и юристами был успешно закончен ряд арбитражных и гражданских дел, в том числе связанными с защитой прав потребителей, с которыми Вы можете ознакомиться здесь.

 

Наши адвокаты и юристы могут оказать Вам квалифицированную юридическую помощь в сфере законодательства о защите прав потребителей. Для этого Вам необходимо связаться с нами по телефону +7 (925) 45-15-495, договориться об условиях работы и предоставить все необходимые документы для формирования правовой позиции.

 

Со стоимостью наших услуг Вы можете ознакомиться здесь.

 

Меню